stropov (stropov) wrote,
stropov
stropov

[за встречу]



В моей жизни очень многое связано с театром «Встреча» при Кемеровском гос. университете. Моё первое знакомство с ним состоялось в середине 90-х, когда моя сестра Лена была актрисой этого театра – вместе с Ларисой Лапиной. Яркие, необычные постановки, нехарактерные для любительского студенческого театра, в своё время меня очень впечатлили. И уже тогда «Встреча» поражала своей атмосферой – открытой, демократичной, весёлой, почти домашней, но вместе с тем свидетельствующей о какой-то другой жизни, параллельной тому, что происходит вокруг.

С конца 2000-х я начал снова открывать для себя «Встречу» – но уже не столько как театральный зритель, сколько как участник разных экспериментальных музыкальных и художественных проектов. Тогда начался небывалый подъём локальной культуры – конец которого, как кажется, мы наблюдаем сейчас. Этот подъём во многом был связан с деятельностью такого культуртрегера, как Александр Маркварт, и важнейшей его опорной точкой была именно «Встреча». С тех пор там прошли десятки, а может уже и сотни концертов, спектаклей, перформансов артистов и музыкантов со всего мира, многие из которых находятся в авангарде современных художественных процессов. Среди этих событий, в первую очередь, стоит упомянуть фестиваль различных видов искусств «Тезисы». Поначалу «Тезисы» консолидировали сибирскую экспериментальную сцену – и это тоже было очень важно, именно тогда у нас появилось ощущение, что мы живём не в пустыне, что мы что-то можем… В 2012-м году случился российский прорыв – «Тезисы» перестали быть локальным сибирским явлением, а в 2013-м они уже приобрели международный размах. Происходящее казалось чем-то невероятным: такого просто не может быть здесь, и вот, тем не менее, оно происходит. Как, например, концерт группы Fire! на маленькой сцене университетского театра. «Тезисы», пожалуй, не имеют в России аналогов: во-первых, это не чисто музыкальный фестиваль, хотя и заточен под экспериментальную музыку, во-вторых, всё это происходит в провинции. Но «Встреча» оказалась не только центром новой музыки. То, чем занималась её театральная команда (Лапина, Сергеев, Маркварт и другие) – новая драма, вербатим-театр, буто, экспериментальные постановки – помещало «Встречу» также и на передний край театрального процесса.

То же, что творится со «Встречей» сейчас, крайне грустно. (Здесь надо пояснить для тех, кто, возможно, не в курсе: театр не то чтобы совсем, но почти уничтожают, остатки вышеупомянутой команды увольняют с формулировкой «такой театр нам не нужен». Встреча нам не нужна, никто не должен встречаться ни с кем и ни с чем другим. Увольняют Александра Маркварта, который фактически был одним из режиссёров театра, организатором фестиваля «Тезисы» и массы других, в том числе международных мероприятий – однако при этом числился в штате университета как плотник. Поэтому теперь они на голубом глазу заявляют: «кто такой, не знаем», и всей созданной за последние несколько лет международной движухи для них как не бывало. И это вовсе не безобидная реорганизация, как то успокаивающим официальным тоном заявляет художественный руководитель). Это самая настоящая реакция: всё то, что происходило вокруг параллельной реальности «Встречи» и делало её столь невероятной, теперь её разрушает с неотвратимостью бульдозера. Восстание серо-бурых масс. То обстоятельство, что театр зачем-то переносят в другое помещение – фактически, лишая его сцены – свидетельствует лишь о том, что те, кто это затеял, не сумеют сохранить ничего из того, что создано не их усилиями. Возможно, они и не желают ничего сохранять – не говоря уже о каком-то развитии. Конечно, экспериментальная музыка или новая драма вряд ли может быть понятна и интересна всем и сразу – но это живая актуальная культура со всеми её шероховатостями, а не культурная симуляция, не отработка шаблонов и не производство видимостей. К сожалению, в последнее время очень многое приносится в жертву этим удобным видимостям. Люди предпочитают держаться за пресловутую стабильность, какова бы она ни была – а на будущее им плевать. После стабильности хоть потоп. Что ж – как говорится, здоровья вам, земляки, и удачи.

[на фотографии – тот самый концерт Fire! на Тезисах-2015. Снимал Максим Амельченко]
Tags: "Тезисы", Александр Маркварт, Кемерово, Театр "Встреча"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments