stropov (stropov) wrote,
stropov
stropov

1 сентября 2013 – перформанс «Открытый урок» и день рождения группы {родина}

Наш товарищ Леонид Цой пригласил нас поучаствовать в перформансе по случаю начала учебного года. Перформанс проходил в Саммербаре под эгидой таинственной инстанции «шизоид-кабаре «Лемурия»», и должен был иметь форму школьного урока.

Первым отделением мероприятия, действительно, был урок математики в исполнении Дмитрия Михалюка с музыкальным сопровождением Blacksmoker. Публика охотно приняла на себя роль учеников. Люди увлечённо решали задачки, понимая, что многое из школьной программы позабыли. Первая часть развлекла и вместе с тем настроила на какой-то специфически школьный лад. Зрители приняли правила дисциплинарной игры, более того – стали воспроизводить какие-то архетипические школьные ситуации (кто-то то и дело переспрашивал, какое сегодня число, кто-то оказался в роли «отличницы» и т.д.), став, таким образом, участниками действа.

На этой подготовленной почве и началось второе отделение – урок русского языка, а заодно и патриотического воспитания. Мелом на доске было выведено «Первое сентября. Классная работа», на столе стоял букет гладиолусов. Как водится в современных российских школах, на доске также висел портрет диктатора. Только президент родины стал президентом пустоты – вместо его лица был чёрный квадрат Малевича (о котором гопник Путин имел неосторожность сморозить, что картина эта, «как известно», посвящена Ленину).

На уроке русского языка, а заодно и патриотического воспитания, был диктант на тему «Родина». Для диктанта мы подготовили нарочито банальный текст, этакую совокупность общих мест о «золотых полях пшеницы», «вековых дубравах» и т.п. Этот текст, как водится в школах, сначала зачитывался весь целиком, а затем отдельными предложениями под запись:

Родина – это не просто место, где человек родился, не просто город или село, улица или дом. Это ещё и люди, которые помогли человеку появиться на свет, стать взрослым: его родители, друзья, учителя, весь народ со своими традициями и многовековой историей. У каждого из нас может быть своё представление о Родине. Кто-то, думая о Родине, представляет себе белую берёзку, кто-то – яркий праздник в деревне, радостный хоровод, кто-то представляет себе величественные стены Московского Кремля. Родина может казаться разной, но она едина для нас всех. Мы – её дети, и должны любить её. Как дерево не может стоять без корней, так и человек не может жить без Родины. Родина любит бескорыстно, щедро одаривает своих детей, ничего не прося взамен. Золотые поля пшеницы, утро в сосновом бору, заливные луга и вековые дубравы, задорный смех нашего счастливого детства, первый школьный звонок, первая любовь, первые заработанные деньги – всё это дары Родины. Но истинное счастье не только в том, чтобы получать, но и в том, чтобы отдавать, не в том, чтобы гордиться Родиной, а в том, чтобы Родина гордилась тобой.

В роли учительницы со знанием дела выступила Дарья Апахончич. Я сопровождал действо синтезаторными шумами, а также был вторым голосом. Этот второй «потусторонний» голос то ли комментировал происходящее, то ли транслировал предполагающееся между строк диктанта внушение, вступая в паузах между зачитываемыми предложениями. С первоначальным банальным текстом диктанта, таким образом, начал взаимодействовать какой-то другой текст. Этот текст №2 являл собой дополнение и изнанку первого, в нём проговаривалось то, что в первом подразумевалось.

Публика, включившаяся в школьную игру, поначалу добросовестно писала диктант, однако его связность постоянно перебивалась вторым голосом. Более того – сам текст №1 начинал взаимодействовать с текстом №2, как и соответствующие текстам голоса. В какой-то момент оба голоса переключились на текст №2 (кажется, это произошло, когда они стали по очереди перечислять разные нелепые топонимы, входящие вкупе со всем остальным в наше патриотическое достояние, но при этом обозначающие такие населённые пункты, в которых рядовой патриот вряд ли когда-либо побывает). И действо целиком, вкупе с «учительницей» и «учениками», окончательно и бесповоротно переместилось в бредовое русло.

Образующий это русло текст №2 гипертрофировал и доводил до абсурда патриотизм, понятие «родины» и всё что с этим связано. В то же время этот другой текст был довольно двусмысленным, оставаясь по-своему, каким-то глубинным образом «патриотичным». Тут тоже были разные преувеличенные общие места, переиначенные библейские цитаты и т.п. – можно даже сказать, те же самые штампы, что и в первом тексте, только спущенные с цепей. Если в первом тексте все эти родные общие места функционировали в конвенциональном и ни к чему особо не обязывающем парадно-идеологическом режиме, то поэтический текст №2 возвращал их в исконную мифическую стихию. Гиперболизируя родное единое, этот текст делал явным то обстоятельство, что в основе нашего представления о «родине» уже лежит гипербола огромной матери с невнятным лицом, а то и вовсе безликой или даже совсем безголовой – старый добрый архаический архехтон, всепорождающий и всепожирающий.

В другом тексте можно было с некоторой долей условности выделить 2 линии – «биологическую» (и онтологическую в том числе – именно тут, в основном, и имела место абсурдистская гипертрофия патриотического единого) и «этическую» (а здесь как раз всё становилось очень двусмысленным). Поначалу эти линии были распределены: «учительница» переключилась на этическую часть, а «потусторонний голос» взял на себя часть биологическую. Но затем всё смешалось.

[ТЕКСТ №2]

[родина]


ты должен любить свою родину

родина родила тебя
поэтому ты должен любить свою родину

родина родила твою маму, твоего отца
твоих братьев и сестёр
поэтому ты должен любить свою родину

родина родила твоих друзей и твоих покровителей
поэтому ты должен любить свою родину

родина родила твоего работодателя
поэтому ты должен любить свою родину

родина родила всех кого ты ешь и кого ты любишь
и сейчас продолжает рожать
тебя

родина рожает тебя
и ещё будет рожать
поэтому ты должен любить и беречь свою родину

родина дала тебе зубы, колени, локти
руки, затылок, щёки
бёдра, ключицы, рёбра

родина дала тебе челюсти чтобы жевать
уши чтобы слышать
ноздри чтобы обонять
ноги чтобы ходить

ходить по родине
туда-сюда
уходить, приходить и идти к родине

пальцы чтобы прикасаться к родине
к родимым местам

гладки мягки сыры
родимые места

===

родина сыра
родина сарай
родина рай

край
рай
сарай

край земля родина
край земли родина

===

твоя родина самая большая
ты никогда не сможешь увидеть её всю

и даже не запомнишь все те города
в которых ни разу не побываешь

Вельск, Вожега, Луза
Сокол, Кадуй, Плесо
Талица, Вытегра, Чагода
Усмань, Эртиль, Синие Липяги
Первое Садовое
Нижний Мамон
Ново-Меловатка
Красный Лиман
и Левая Россошь

твоей жизни не хватит на это

твоя родина больше, чем ты можешь себе представить
родина больше, чем ты можешь вообразить

[её масштабы несопоставимы с (отдельной) жизнью]

родина больше
родина всегда
родина навсегда

===

у каждой твари есть родина
и даже у листа, оторвавшегося от дерева

у каждого зверя
у каждого насекомого есть отчизна

у выхухоли есть родина
у долгоносика есть родина

у угря и у выдры
у лося и у гидры

и у ленточного, и у дождевого
и у многощетинкового червя
есть благословляющее их лоно

и у мух, и у полуобезьян
и у жука-дровосека
есть куда голову приклонить
есть отчий дом
и гостеприимное материнское чрево

прямое можно сделать кривым
кривое – прямым
но однажды рождённое нельзя сделать опять нерождённым

у каждой вещи есть традиция
есть происхождение и исток

есть родина
и она зовёт
она склоняет
приклониться

приклонить
цвести
приносить плод

===

родина завязывает и распускает
родина прибавляет и вычитает

родина родна
родина одна
родина едина

родина слонов и морских ежей
родина гениев и стафилококков

родина иксодового клеща
родина святых и голожаберных моллюсков

родина подвижников и червецов
родина власоглавов и кинокефалов

родина родна
родина одна
родина едина

родина одна
до дна
сыра едина

=====

почитай отца своего, и мать, и родину свою
и продлятся дни твои на земле

да не будет у тебя другой родины
перед лицом этой

возлюби родину свою
всей душою своей
всем сердцем
и всем разумением

возлюби свою родину как самого себя

ибо родина любит тебя
всегда
но она плачет
когда ты любишь её не так
как она тебя

родина долготерпит
родина милосердствует

родина не радуется неправде
а сорадуется истине

родина всё покрывает

и пророчества прекратятся
и языки умолкнут
и знание упразднится
но родина пребудет

родина всё простит
но если ты ей изменишь
ты будешь вечно сожалеть об этом

===

твоя родина самая твоя
и она родила тебя так
как ни одна другая
родить не может

она недоедала, недопивала и недоговаривала
чтобы ты мог доесть, допить и договорить

родина не доделывала, не додумывала и не дожёвывала
чтобы ты мог дожевать, додумать, доделать

===

а что сделал ты
для родины?
что сделал ты для того, чтобы родина тебя родила?

верен ли ты ей?
верен ли ей всегда?

===

как родимое пятно
или как родовая травма
родина
родинка
тебе не нравится
говоришь
вот если бы меньше
или ниже
но велика
высока
травма

верен ли ты ей?
верен ли ей всегда?

===

почему у родины преимущественно сын, а не дочь?
– даже если она отчизна

есть ли у родины свой исток?
с чего начинается родина?
есть ли у родины родина?

а может, она начинается
а может, не начинается

по отчизне скоро тризна
ты идёшь?

====

родина пустота
родина без отца
патриот пустоты

верен ли ты ей?
верен ли ей всегда?

причинное место родины
ровно пусто гладко
просторно

пустоту не кину
пустоту не скинуть
дайте пустоту мою

===

[вы думаете, это здесь и сейчас
я вам диктую?
нет, это родина всегда
говорит с вами]


Наше действо касалось дисциплинарной инстанции школы, а также питающего эту инстанцию «языка власти» (последнее, впрочем, вообще основной материал работы группы {родина}). Сама ситуация диктанта – ситуация узурпированного права говорить, информировать в одностороннем порядке – рифмовалась с фигурой диктатора, смотрящего на всех с доски своим пустым лицом. Однако в какой-то момент обращённый к публике провокативный вопрос «а что ты сделал для родины?» по ходу перформанса обнажил ещё более глубинную ситуацию, на которую опирается возможность языкового и политического диктата. Это ситуация тотальной обязанности, невнятного, но абсолютного одностороннего требования, исходящего от разных инстанций, перед которыми мы якобы самим фактом своего существования оказываемся в положении должников и заложников. Более того, в таком положении какое-либо ответное действие с нашей стороны оказывается несостоятельным. Слова о том, что «родина» может кем-то «гордиться», оказываются не более чем риторическим приёмом: становится ясно, что в таком положении что-либо действительно сделать для «родины» просто нельзя. Возможность ответного действия (ответа на «щедрое, бескорыстное одаривание» со стороны «родины») попросту отменила бы эту ситуацию в целом.

И этот долг, в который все мы погружены – перед «родиной», например – долг неопределённый и неоплатный, сообщает нам постоянное беспокойство по поводу нашего начала. Мы долго пытались стать сами по себе, «героически» сопротивляясь «хтоническому» – родному безголовому единому, – мы долго вытесняли как травму свой исток. Язык же власти своей патриотической риторикой пытается вернуть нас обратно. Узурпируя нашу неопределённую мать, власть задевает наши патриотические чувства. Подобным же образом задели эти чувства своим перформансом и мы. В конце концов публика оказалась погружена в обнажённую ситуацию невозможности что-то сделать, в инфантильную ситуацию архехтонического мифа, предполагающего лишь заныривание обратно в землю.

Этот перформанс и стал рождением группы {родина}, назвавшейся так тавтологически, вслед за темой диктанта, и заключённой в фигурные скобки своим сыном-основателем.

Видеодокументация перформанса:


Видеосъёмка: Антон Карманов
Фотографии: Леонид Цой

О перформансе «Открытый урок» см. также здесь:
мероприятие вконтакте: vk.com/otkrytyurok
apakhonchich.livejournal.com
o-altitudo.livejournal.com
l-czoy.livejournal.com

{родина} вконтакте: vk.com/rodina_group
{родина} на youtube
{родина} на facebook

vovne

Tags: {родина}, Антон Карманов, Арт-группа "Родина", Дарья Апахончич, Леонид Цой, Петербург, власть, опыты, перформанс, процесс
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment